Единоверие 2024

Никита Черкашин

Глаголю же се, яко кождо вас глаголет, аз убо есмь Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин, аз же Христов.  Еда разделися Христоc? Еда Павел распяся по вас? Или во имя Павлово крестистеся.
1 Кор. 1:12-13

Эту ежегодную заметку я решил сделать своего рода традицией, каждый год я буду размышлять о нашем единоверческом прошлом, настоящем и будущем и делиться своими наблюдениями. В этом году я уделю внимание так называемому «ухтомству», а в сущности обыкновенному единоверию, сиречь православному старообрядчеству, в том виде в каком его закрепили единоверческие съезды, в том виде каким оно всегда было, есть и будет по своей сути, духу и основному посылу.

Наше положение

События минувшего и начала сего года показали, что рассчитывать нам – молодым единоверцам – особо не на кого, кроме как на Спаса и самих себя. Важно понять, что помощи ждать неоткуда, дай Бог, чтобы хотя бы не проклинали.

Есть, конечно, отдельные личности, активно работающие против, но по большому счету единоверие предоставлено само себе. Вдаваться в подробности того, как так получилось не будем, этому вопросу уже был посвящен обширный материал о причинах возникновения и деятельности Общества Ухтомского.

В любом случае, деятельность нашего Общества была кем-то признана «наносящей ущерб имиджу единоверия», а издание единоверческого календаря «возмутительным». Очевидно, с точки зрения участников старообрядного круглого стола, лучше, чтобы единоверцы пользовались поморским календарем или календарями с благословениями Патриарха Александра или Митрополита Корнилия.

Ко всему прочему выяснилось, что наше Общество «декларирует в своих интернет-ресурсах желание представлять собой новое старообрядческое согласие», причем название нам, в своей обличительной статье, учтиво придумал протоиерей Иван Миролюбов — «ухтомцы». В общем и целом, обвинениям мы подверглись за «неумеренно активную деятельность» или, по-простому говоря, за то, что начали делать хоть что-то. Признаться такое повышенное внимание к нашей деятельности вызывает недоумение, но что есть, то есть. Раз уж единоверцы теперь именуются «ухтомцами», разумно будет изложить основные постулаты нашего «согласия».

Раз уж единоверцы теперь именуются «ухтомцами», разумно будет изложить основные постулаты нашего «согласия».

Ухтомское упование

Во-первых, конечно, мы выступаем за строгое исполнение богослужебного устава и резко против смешения обрядов. Мы против того, что называется «литургическое творчество» – в значении «самодеятельность». Мы ратуем за сохранение древнерусского обряда в его исконном и неповрежденном виде. При этом мы не порицаем обряда нового и не считаем его ересью, сами являясь при этом приверженцами исключительно старого.

Старый обряд представляет собой не просто обрядовое выражение христианской веры. Старый обряд – это целая система, цепь, связывающая нас с древней Русской Церковью, Святой Русью и её святыми, такими как Сергий Радонежский, Нил Сорский, Зосима и Савватий Соловецкие и многими другими. Смешение старого обряда с новым приводит к нарушению тонкого баланса и структуры всего богослужения, его целостности и оказываемого им духовного влияния, что в итоге приводит к поистине ужасающим последствиям. Отдельные лица занимаются таким смешением либо по незнанию, либо со злым умыслом. Мы же, в свою очередь, находим данную практику заслуживающей порицания и следуем дораскольной традиции в её полноте и неискаженности.

Учитывая, что сегодня будущее старой веры и обряда зависит в том числе и от нас, то первоочередной задачей, конечно же, является искреннее желание каждого из нас перенимать традицию, учиться, молиться и передавать её далее. Причем это должно быть не отвлеченное теоретизирование и откладывание на потом, а, в первую очередь, ежедневная молитва и чистое християнское житие.

Во-вторых, следует отметить, что жизнь не ограничивается одним лишь богослужением, хотя оно, конечно, и занимает центральное положение в жизни християн. Помимо богослужения, в «доктрину ухтомства» входит стремление к обретению, развитию и активному проявлению подлинного русского самосознания, избавление от ложных иллюзий современности, духа постмодерна и чуждых нам элементов западного влияния. Русский дух должен проявляться во всех сферах жизни: в семье, в работе, в отдыхе, в интеллектуальной жизни. Мы за тотальную трансформацию современного постсоветского человека в православного русского християнина. Благо, все средства для достижения этой цели старая вера нам предоставляет в полной мере.

В основе нашего подхода лежит понимание, что начинать изменения нужно с себя, поэтому, конечно, активная духовная и богослужебная жизнь, строгость дораскольной православной веры являются основными постулатами «ухтомства». Внутреннее изменение является также и залогом изменений внешнего характера, так как мирское и материальное, очевидно, находится в подчинении горнему. Тем не менее, внешнее сильно влияет на внутреннее, поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать внешним благочестием, более того мы должны стремиться к тому, чтобы по возможности превзойти фарисея в благочестии, а мытаря в смирении.

В-третьих, для нас крайне важны общинность, соборность и деятельное единство. Мы понимаем, что многие годы наш народ пребывал в прискорбном разделении. Зачастую русские, особенно в крупных городах, живут весьма разобщенно и индивидуалистично, мало общаются и редко помогают друг другу. Это должно быть в корне изменено. Сплоченность и соработничество должны вновь стать отличительными чертами нашего народа. Конечно, в центре нашего единства должен находиться Христос и православная вера. Как известно, вера без дел – мертва, поэтому необходимо, чтобы активное и деятельное проявление нашей веры приносило добрые плоды, служило укреплению православия, отечества, общин и наших семей.

Домашнее единоверие

Выше описаны основные, если так можно выразиться, доктринальные постулаты «ухтомства», далее же рассмотрим дальнейшие перспективы единоверия и возможный план действий.

Нет сомнений, что рассчитывать на открытое содействие иерархии мы вряд ли можем, очевидно, что её отношение к нам оставляет желать лучшего, о чем свидетельствуют заявления на круглых столах и других собраниях старообрядного духовенства.

Вне зависимости от грядущих событий можно предположить, что основной базой для будущего роста единоверия должны стать люди, пребывающие в состоянии, так скажем, «домашнего единоверия». Это осознанные православные християне, изучающие или уже исповедующие старую веру, молящиеся дома по-старому, сохраняющие древнерусский бытовой уклад, но при этом не имеющие возможности посещать единоверческие храмы и поэтому обращающиеся для совершения необходимых Таинств в новообрядческие храмы.

Тем не менее, важно понимать, что «домашнее единоверие» не может являться постоянным решением, и поэтому рано или поздно необходимо будет создавать общины и моленные даже в случае полного отсутствия поддержки со стороны иерархии. В такой ситуации каждый должен помнить несколько вещей:

Во-первых, необходимо уметь читать и петь богослужебные тексты, а также знать церковный устав, чтобы самостоятельно совершать службы мирским чином.

Во-вторых, нужно поддерживать братскую связь с другими единоверцами, помогать друг другу, обмениваться опытом и кооперироваться для формирования и укрепления общин.

В-третьих, семья должна быть малой Церковью и фундаментом для общины, а первоочередной задачей должна являться проповедь православной старой веры своим ближним, ведь ожидать массового притока извне не приходится, и остается рассчитывать, что называется, только на естественный прирост.

Заключение

Возможно, кому-то эта заметка покажется излишне пессимистичной, но полагаю, что всегда лучше трезво смотреть на вещи, быть готовым к худшему и молиться о лучшем. Поэтому призываю всех единоверцев прилежно изучать чтение, пение, устав, активно упражняться и развивать свои навыки, искать возможности для укрепления наших общин, налаживать межобщинные и личные связи, помогать друг другу, молиться друг о друге, укрепляться в вере и готовиться к предстоящим испытаниям.

Если мы будем крепки в вере, будем обладать нужными навыками, будем сплочены и активны, никто и ничто не сможет сломить нас.

Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!

01.03.2024
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции.
Войдите с почтой, через ВК или зарегистрируйтесь для комментирования.