Торжество Православия: правильный образ на пути к цели

Первое воскресенье Великого поста получило название Недели Торжества Православия. Исторически дата была установлена в память о событиях Константинопольского собора Православной Церкви, на котором было восстановлено почитание икон, а борцы с визуальным церковным искусством признавались еретиками. Впоследствии праздник Торжества Православия стал символом победы над всеми искажениями веры вообще.

Византия первого тысячелетия была местом активного развития христианства. Семь православных Вселенских соборов, на которых принимались фундаментальные вероучительные положения, проходили именно здесь. Осмысление учения Христа породило богословие как сложную науку, а ее последователи тщательно анализировали религиозный опыт прошлых поколений и формулировали понятные обществу верующих постулаты, исключая возможность ошибочных трактовок и спекуляций на тех или иных моментах. К VIII веку наиболее острым вопросом споров стала тема почитания икон. Знаменитые «не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им» (Исх. 20:4−5) из Декалога и стали причиной серьезного общественного противостояния внутри Византии.

К слову, некоторые оппоненты христиан в религиозных диспутах всех уровней в разное время не упускали возможности попрекнуть этим верующих. Дескать, в Ветхом Завете все написано, а вы содержите у себя изображения, которые Бог через Моисея делать категорически запретил. Ничего нового под солнцем нет, и Византию в указанный выше период сотрясали нестроения, вызванные оживленными, вплоть до кровопролитных противостояний и уничтожения древних памятников, спорами сторонников и противников наличия икон в жизни Православной Церкви.

В 730 году император Лев III запретил в Византии почитание икон после серии поражений от арабской армии, а также консультаций с епископами из Малой Азии. Нужно сказать, что серьезное влияние на христиан империи из приграничных областей оказывало общение с иудеями и мусульманами, для которых изображение Бога было строгим табу. Очевидно, Лев III искал причину своих военных неудач в плоскости метафизики, и давно зревшие противоречия, подкрепленные общением с духовными авторитетами схожих взглядов, сделали свое дело.

Сын Льва III Константин пошел дальше. В борьбе с почитанием икон он созвал специальный собор, чтобы не просто на государственном, но и на церковном уровне раз и навсегда решить вопрос с запретом священных изображений. 348 епископов под председательством императора Константина в 754 году признали иконопись «глупой затеей» и «изобретением дьявольского коварства». Верующим, причастным к изготовлению или просто почтительно относящимся к иконам, объявлялась анафема.

Ситуация изменилась (но не надолго) после смерти очередного иконоборца Льва IV. Его вдова, императрица Ирина, выступила с инициативой созыва православного собора, вошедшего в историю как Седьмой вселенский. 367 епископов Православной церкви собрались в Никее, чтобы осудить иконоборчество, а также закрепить почитание икон как догмат. В постановлении собора была ясно объяснена позиция использования во время богослужения и молитвы, а также поклонения священных изображений: «Честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображённого на ней». Иными словами, участники собора выражали позицию для современников-оппонентов и будущих поколений христиан, свидетельствующую не о превращении иконы в идол, но о визуальном изображении предмета поклонения, то есть Бога и Его святых.

Седьмой вселенский собор состоялся в 787 году, а уже в 814 начался новый виток иконоборческих гонений. Священные изображения на храмах, не так давно восстановленные после разрушений, подверглись новым ударам противников икон. И лишь во времена императрицы Феодоры решения Седьмого собора вновь вступили в законную силу. А уже к XI веку во всей Церкви сложился особый порядок богослужения на праздник, получивший название Торжество Православия. Хотя он и устанавливался в память о событиях восстановления почитания икон, литургические тексты были посвящены победе над всеми ересями, то есть искажениями веры, имевшими место быть в истории христианства.

Православную икону недаром называют «богословием в красках». Речь идет, конечно же, о древних иконах и тех современных ее изводах, что выполнены согласно установленным временем правилам. Работы Андрея Рублева как нельзя лучше можно привести в качестве универсального примера для неискушенных современников, немного знакомых с русской историей и культурой. На первый взгляд простые, лишенные чувственности иконы с изображением тонких тел и бесстрастных лиц стремятся к попытке выразить невидимое. У христиан есть Бог-Отец, но они не знают, как Он выглядит. Тем не менее Бог-Сын, Исус Христос, имел человеческое воплощение и повсеместно изображен на иконах. Христиане не могут представить себе Царства Небесного, потому что не видели его. Но в книге Апокалипсис дано описание Иоанна Богослова, возможно, не только и не столько буквальное, сколько наполненное символами. Но слова апостола дали обширный простор для иконописцев в деле изображения дома искупленного человечества.

У иконы нет задачи показывать живых людей, как это делает картина или фотография. На иконе запечатлен символический образ святости в противовес биологизму, культу потребления и безмерному насыщению, в простейшем варианте ассоциирующимися с тучным телом и упитанным лицом. Жизнь с Богом в вечности не предполагает бесконечных забот о желудке. Наоборот, Небесное Царство будет требовать от своих граждан иных навыков, которые лежат в плоскости души, способной любить и жертвовать комфортом ради Бога и ближних. Икона показывает не буквальные реалии земной жизни, а ее духовное отражение. Но, более того, установленное однажды иконопочитание и сохранение священных изображений в жизни христианской цивилизации стало предтечей развития всего визуального религиозного искусства европейской цивилизации.

Идя к цели, человек, как правило, формирует в своем сознании определенный образ. А образ обычно возникает на основе однажды увиденного примера. Идя в магазин, мы представляем, как выглядит тот или иной продукт, и наш маршрут в гипермаркете строится исходя из списка наших предпочтений. Но мы всегда двигаемся покупать то, о чем имеем именно визуальное представление. И окружающий нас мир мы познаем на 90% именно глазами.

Икона в православной традиции выступает мощным визуальным ориентиром верующего. Наверное, поэтому в христианстве сложилась такая многогранная и возвышенная культура образов. Храмы, их убранство, сами иконы, богослужения, одежды священников и совершаемые действия — все это направлено именно на визуальное восприятие. Земная Церковь стремится показать верующим, на что похоже Небесное Царство. Поэтому справедливо сказать, что в день Торжества Православия христиане вспоминают важность формирования правильного образа веры в собственном сознании. Ведь именно четкий и ясный образ становится залогом достижения желаемой цели. Для христианина главная цель — достижение единства с Богом.

Владимир Басенков


Ссылка на источник

16.03.2024
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции.
Войдите с почтой, через ВК или зарегистрируйтесь для комментирования.